REGNUM: Россия на постсоветском пространстве: Итоги 2010 года
Введение2010 политический год завершается под аккорды больших международных форумов и скандалов. Саммиты НАТО и ОБСЕ сообразно в Лиссабоне и Астане должны были утвердить интегрирова
Введение
2010 политический год завершается под аккорды больших международных форумов и скандалов. Саммиты НАТО и ОБСЕ сообразно в Лиссабоне и Астане должны были утвердить интегрированный подход международной общественности к вопросам обеспечения мира и безопасности на планете, Но на место этого негодное раз акцентировали существующие разногласия и конфликты, обнажили всю ущербность существующего миропорядка.
Саммит ОБСЕ в Астане в этом плане выявил и решительно комичные тенденции. покамест мировые лидеры силились согласовать текст итогового документа, символизирующего вера в вопросах безопасности «от Ванкувера до Владивостока», сделка литература бес всяких усилий получала секретную переписку Госдепартамента США, свидетельствующую о полном отсутствии такого доверия — как среди отдельными странами, да и внутри каждой из них в отдельности. В итоге «душок», исходящий от утечек WikiLeaks, весь сбил «дух» Астанинской декларации, в которой, впрочем, отсутствовала всякая конкретика и по насущным проблемам постсоветского пространства, из первых рук влияющим на безопасность самой России.
С одной стороны, депеши американских послов в странах мира, больше похожие на закулисные сплетни и доносы, с новый — патетическая слог Госсекретаря USA Хиллари Клинтон в Астане. Это оборотные стороны одной медали — американской внешней политики, которая в 2010 году была неуравновешенной и рваной.
Утечки WikiLeaks дезавуировали и да называемую «перезагрузку» взаимоотношений USA с РФ, инициированную правительством Обамы уже опосля военных действий августа 2008 возраст на Кавказе. Плоды этой «перезагрузки» могут быть для России нежданно «горькими».
В этом контексте показательны итоги саммита Россия-НАТО в Лиссабоне. Публично объявив Россию страной, не представляющей угрозы для стран Североатлантического альянса, на том же саммите страны НАТО приняли порядок действий на быль агрессии РФ противу стран Прибалтики. чин предусматривает проведение учений с подключением к защите Литвы, Латвии и Эстонии от «агрессивной России» больших военных контингентов США, Великобритании, Польши и Германии.
В 2010 году USA практически заморозили обсуждение грузинской проблематики, градировав ее как неразрешимую и наносящую пагуба другим оперативным международным проблемам, которые дозволено разгадывать при участии Москвы. Но это не мешает американцам время от времени ходить с жесткими оценками и призывами по данному вопросу, держа его в перманентном напряжении. Под могила возраст посредник USA в Тбилиси Джон Бас, комментируя дежурный «плод перезагрузки» — антироссийскую резолюцию Парламентской ассамблеи НАТО по ситуации в Грузии, которая была принята зa не мало дней до саммита Россия-НАТО, призвал Москву исполнять обязательства, предусмотренные соглашением о прекращении огня (план Медведева — Саркози). «Мы хотим наблюдать реальные изменения и шаги в этом направлении», — подчеркнул он, комментируя настоящий требование шаг НАТО в адрес столицы следовательно войска из Абхазии и Южной Осетии. По заявлению представителей грузинской власти, в Сенате USA в путь пущен план резолюции о признании оккупации Грузии со стороны России.
Что касается самой Грузии, то она, по всей видимости, начинает осознавать, что абхазская и югоосетинская проблемы, требовавшие постоянных переговоров и контактов с Москвой, лежали на стране мертвым грузом. Сейчас, Кагда сей бремя переложен на «другую шею», Тбилиси со спокойной душой некогда обычной рутинной работой — разоблачением групп российских шпионов, восстановлением собственной шпионской тенета на Северном Кавказе (отмена визового режима с кавказскими республиками РФ), другими внешними и внутренними задачами, в том числе последовательной работой по сближению с НАТО. обаяние РФ в этой стране достигло нулевой отметки. Донесенный после посольство Швейцарии требование Максима Лаврова допустить к задержанным в Грузии гражданам РФ консульского работника был простой игнорирован. будто да же были игнорированы протесты МИД России насупротив экстрадиции Виктора Бута из Таиланда в США. Американцы собираются рассуждать российского гражданина на открытом процессе в Нью-Йорке.
Другой пример «перезагрузки», в том виде, в котором его осуществляют американцы — объявление вице-президента USA Джо Байдена по поводу ратификации соглашения по СНВ с Россией. Призывая американский суд утверждать сей документ, Байден откровенный заявил: «если ратификация не произойдет, USA не смогут хранить под надзором российский ядерный арсенал».
На этом глобальном фоне в странах постсоветского пространства — от Средней Азии до Молдавии и Белоруссии — разворачиваются очень тревожные процессы. Даже поверхностный расследование тенденций позволяет констатировать, что в борьбу зa ресурсы и территории по периметру границ России, которую до глобального экономического кризиса наиболее активно вели США, теперь столь же активно включились Китай, Япония и Южная Корея — на Востоке, Турция и Иран — на Кавказе. Более того, обеспечив в предыдущие годы в Закавказье транзитную инфраструктуру в стратегическом направлении «Восток — Запад» (нефтепровод Баку-Джейхан и газопровод Баку-Эрзрум), а да максимально затруднив доступ РФ в регион с поддержкой грузинского буфера, Запад начал активно осваиваться в Центральной Азии, преимущественно в Туркмении. Внешняя политика стран этого региона в 2010 году скоро активизировалась, что является производной от появления поля для маневра и новых активных игроков. дружно с тем скоро возросла ясность угроз.
Ключевой проблемой региональной безопасности продолжает быть Афганистан. С новый стороны он стал эпицентром контролируемого хаоса, от которого USA медленно, Но да распространяют свое воздействие на соседние страны и регионы, как круги, рождаемые взрывной волной. Кульминацией военной кампании USA напротив Афганистана довольно 2014 год. К тому времени власть Обамы рассчитывает закрепиться в соседних странах, а правительства этих стран снабдить долей ответственности зa неминучий неудача афганской кампании. при этом складывается впечатление, что свою долю ответственности получит и Россия, которая да очень умело, ход зa шагом, втягивается в афганское болото.
В ноябре 2010 возраст главарь Федеральной здание по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН) РФ Виктор Иванов рапортовал о беспрецедентной в истории российско-американских взаимоотношений совместной операции по уничтожению четырех лабораторий по производству наркотиков в Афганистане. а на смену благодарности удостоилась критики со стороны властей Афганистана. глава Хамид Карзай заявил, что известный рейд был проведен бес соответствующей санкции афганских властей. «Президент Афганистана подчеркивает, что ни одна душа не имеет права жить такой вид операций на территории государства бес разрешения афганского правительства», — отмечалось в заявлении. То потреблять Россия была втянута американцами в некие действия в Афганистане бес санкции самих афганских властей.
Позднее Иванов признал, что НАТО игнорирует афганскую наркоугрозу, все это не является «целенаправленной политикой по нанесению вреда России». атаман федерального ведомства подчеркнул, что в стратегических документах НАТО об этой проблеме даже не упоминается (зато в них упоминается мочь «агрессии» России насупротив стран Прибалтики — ИА REGNUM ). Виктор Иванов сообщил также, что действия террористов и международной преступности на территории Северного Кавказа РФ часто финансируются то есть деньгами афганского наркотрафика. То глотать гулянки НАТО в Афганистане ведет к активизации сил, работающих на дефрагментацию и подрыв Северного Кавказа.
Нет никаких сомнений в том, что анонсированный Обамой боевой откат НАТО из региона создаст грандиозный вакуум, какой американская власть и призывает заполнить страны Средней Азии, Но совершать это, судя по всему, придется России.
Средняя Азия
Казахстан
О взаимоотношениях Казахстана и России к середине 2010 возраст было принято выражать в превосходной степени: громоздкая интеграционная структура, созданная на скорую руку, создавала действие мощного присутствия РФ в регионе. Дополнительные баллы кураторы Средней Азии в Москве получили, Кагда воля вступить в Таможенный скрепа изъявили и другие игроки — в частности, Киргизия. по-этому уже немедленно весь дозволительно предположить: если наблюдатели примут во почтение информационный фон, сопровождавший начинание экономической интеграции, — Средняя Азия в докладах аналитиков в конце возраст вновь займет привычное поляна стратегического «подбрюшья» России. за всем тем это, мягко говоря, не будит отвечать действительности.
За примерами очень стоить не должно — реальным противовесом России во всем среднеазиатском регионе скоро становится Китай. при этом Поднебесной — на пионер взгляд, нет ровным счетом никакого дела до политических дивидендов. Не преимущественно вдаваясь в тонкости гуманитарной сферы, Пекин планомерно подминает под себя сферу экономическую, и никакие рефлексии — будь то языковые либо исторические — похоже, не в состоянии мешать «мягкую» экспансию китайских компаний.
Можно побеждать для примера газопровод «Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай»: на главный взгляд, Казахстан имеет лишь только косвенное приказ к функционированию двух готовых веток магистрали. На деле — большая доля трубопровода сосредоточена на территории республики. И здесь уже не да гордо — уступает ли Казахстан по объемам поставок Туркмении. Важнее, что » Газпром » перестал присутствовать энергетическим монополистом в регионе. А что касается объемов — они скоро наращиваются. Уже сейчас, сообразно дополнительным соглашениям, Туркмения, Узбекистан и Казахстан должны перекачивать Поднебесной 45 миллиардов кубометров голубого топлива в год. Нелишним будит отметить: здравица соглашаться только о масштабах одного межгосударственного проекта. А дозволительно ведь к тому же напомнить об огромном 10-миллиардном китайском займе Казахстану. или же о покупке китайской стороной крупной казахстанской нефтяной компании, владеющей около нефтегазовых месторождений. Любопытно, что перечисленные события произошли зa неполные полгода 2010 года. То поглощать предыдущие китайские контракты с Казахстаном нами даже не рассматриваются.
Есть и более интересная деталь. Расставляя акценты — и это следовательно из многих документов, — даже вашингтонские аналитики привычно ставят по другую от Китая сторону баррикад то есть Россию. С этим трудно препираться — Казахстан был и остается в подавляющем большинстве русскоязычной страной. опять важнее — причина географический — отменить самую протяженную в мире сухопутную границу просто невозможно. только только двух этих нюансов достаточно, что бы долг республику как вечного естественного союзника столицы во всех ее начинаниях.
Но интересный момент — если взглянуть на динамику взаимоотношений Казахстана скажем, со странами Европы — то постулаты, сформулированные вторично во времена Советского Союза, перестают попадать такими быстро незыблемыми. Не да испокон веков внутри Казахстана был опубликован доклад, в котором описываются взаимоотношения республики с ЕС. И если их динамика сохранится на том же уровне — России будит невероятно трудно уцелеть конкурентоспособным партнером Казахстана. В частности, многолетний знать уже немедленно инвестировал в казахстанскую экономику порядка 56 млрд. долларов. Одна только Германия подписала во время официального визита Ангелы Меркель в Казахстан контрактов на 2,6 млрд. долларов. Казахстан, в свою очередь, обеспечивает до 20% общего объема импорта энергоносителей в страны ЕС. при этом отрицание сказать, что помощь с европейскими странами ограничивается только энергетикой — в частности, в структуре казахстанского экспорта в страны ЕС преобладают неблагородные металлы, текстиль, минеральные продукты и т.д.
Тем временем, Астана занимает достаточно активную позицию в пользу гипотетических трубопроводов в обход России. И даже не скрывает этого: ответ Нурсултана Назарбаева европейцам, которые, дескать, не предпринимают ровным счетом никаких шагов для сотворения NABUCCO — прозвучала отнюдь не в кулуарах какого-нибудь заштатного экономического форума. корифей Казахстана сделал это объявление на совместной пресс-конференции с канцлером Ангелой Меркель, совсем не переживая о возможной нервной реакции Москвы. Понятно, сколько нервной бы ни была воздействие Москвы, она стерпит от Казахстана слово в слово всё.
Впрочем, самые болезненные изменения, по традиции, касаются все же гуманитарной сферы. заботливость России из региона, оформленный в виде уже подписанных российским президентом поправок в федеральный положение «О госполитике в отношении соотечественников зa рубежом», нанес большой толчок по всему русскому культурному пространству, в том числе и в Казахстане. Уже безотлагательно казахские националисты, привыкшие любоваться покой через призму имперских замашек России, начинают сечь тревогу — дескать, теперь-то брошенные исторической родиной русские окончательно определенно поднимут флаг борьбы зa русский вопрос. И в этом смысле совершенно логичным выглядело заседание казахстанского правительства, в ходе которого состоялась презентация госпрограммы развития языков до 2020 года. Казахстан будит активно воспитывать казахский язык, а русский, по мнению министра культуры Мухтара Кул-Мухаммеда, обязан только чуть «сохранить свои позиции в общественной жизни республики». единодушно с тем, по прогнозам министра, если программа состоится, то уже чрез 10 годов порция казахстанцев, владеющих государственным (казахским) языком, достигнет 95%.
В этом плане символическим итогом российско-казахстанских взаимоотношений в 2010 году стали яйца, которыми казахские националисты забросали лидера оппозиционной партии «Алга» Владимира Козлова , что изъявил мысль баллотироваться на верховный правительственный пост. Символизм ситуации состоит не в том, что Козлов мог бы стоить приемлемым для России политиком на этом посту, а в мотивировке данного демарша — «русский не может надевать президентом казахов». Остается ждать, Кагда на чрезмерный должность Казахстана будит баллотироваться этнический китаец.
Второй крупный сумма — будущий отправки в Афганистан казахского воинского контингента. Эксперты считают, что известный походка может втянуть Астану в опасную авантюру со всеми вытекающими отсюда последствиями. при всем том в контексте внешнеполитических итогов возраст много важнее то, что предстоящую переброску казахских военных в Афганистан анонсировала не кто-нибудь, а сам Госсекретарь USA Хиллари Клинтон.
Туркмения
Симптоматические и донельзя важные события разворачивались в 2010 году около Туркмении. Наблюдатели практически не сомневаются в том, что глава этой страны Гурбангулы Бердымухамедов в своей внешней политике отводит России не первую, не вторую и даже не третью роль. покамест очень уязвимый Таджикистан, разваливающаяся Киргизия, «многоликие» Узбекистан и Казахстан окучивают Москву, USA и ЕС предпринимают свободные от демократической риторики и эффективные шаги, что бы вслед зa Китаем потеснить российских газовиков в Туркмении и обеспечить себе доступ к его газовым запасам.
На нынешний число дозволительно констатировать эволюционное перемена характера, объема и атмосферы российско-туркменских отношений. И самое парадоксальное состоит в том, что россияне могут «благодарить» зa это бывших и нынешних руководителей… Украины — Ющенко, Тимошенко и Януковича. В результате перманентных газовых войн посреди Москвой и Киевом, в ходе которых украинская область в лице » Нафтогаза Украины » делала бессмысленным каждый разговор и действительно перекрывала транзит среднеазиатского газа в Европу, российский «Газпром» оказывался не в состоянии запасать оговоренные объемы газа из Туркмении. В апреле 2009 возраст случилось знаковое событие — раздражение на магистральном участке газопровода «Средняя Азия — Центр» (САЦ) — смысл которого теперь сложно переоценить. Напомним, тем временем Туркменские власть выступили с публичными обвинениями в адрес «Газпрома», который, согласие Ашхабаду, бес уведомления снизил выбор газа, от чего будто и произошел взрыв. кроме Ашхабад вынес на повестку дня урок запрета на реэкспорт своего газа «Газпромом» (продажи газа на туркменской границе), а да о новой европейской формуле расчета его цены. В отповедь «Газпром» снизил импорт туркменского газа с 42,3 млрд. кубометров в 2008 году до 11,8 млрд. кубометров в 2009 году. Но Бердымухамедов пошел на беспрецедентный па — сократил добычу газа практически вдвое, Но не уступил давлению Москвы, тем более потенциальных покупателей около него было хотя отбавляй, преимущественно между инициаторов различных проектов, лишенных «ресурсной базы».
В 2010 году известный содержание развивался с калейдоскопической быстротой. Пересмотр схемы газовых взаимоотношений Ашхабада с Москвой, приведший к сокращению объемов забора газа «Газпромом», высвободил эти самые объемы для конкурирующих направлений. А они не замедлили обозначиться — и объемы и направления. прежде в ускоренном режиме был запущен газовый много в сторону Китая — газопровод «Туркмения-Узбекистан-Казахстан-Китай», после в сторону Ирана. И вот, 19 ноября 2010 возраст вице-премьер туркменского правительства Баймурад Ходжамухамедов, курирующий вопросы ТЭК, заявил, что его сторона готова к поставкам в Европу 40 млрд. кубометров газа в год. «Учитывая внутреннее потребление на западе страны и поставки газа оттуда же в Иран, около нас будут свободными до 40 миллиардов кубометров газа ежегодно, да что европейским странам тревожиться не надо», — отметил Ходжамухамедов, очевидно, имея в виду, что заботиться приходится Москве. «При соблюдении всех экологических норм и проведении экспертиз будит согласовано строительство Транскаспийского газопровода, что отвечает проводимой Туркменией политике диверсификации направлений сбыта природного газа», — отметил Ходжамухамедов. По его мнению, строительство Транскаспийского газопровода позволит транспортировать туркменский газ в Азербайджан, а оттуда в направлении Европы.
Это исторические объявление прозвучало одновременно опосля санкции самого президента Туркмении. На третьем саммите глав Прикаспийских стран в Баку, в котором участвовал и глава России Дмитрий Медведев , Гурбангулы Бердымухамедов назвал проблема строительства трубопроводов по дну Каспийского моря «принципиальным».
До этого Туркмения начала строительство на собственные имущество газопровода «Восток-Запад» мощностью 30 млрд. кубометров для доставки газа с месторождения Южный Йолотань к побережью Каспия. Далее, в соответствии с планами ЕС и США, сей газ обязан составлять переправлен по дну Каспийского моря — чрез предполагаемый Транскаспийский газопровод к уже действующему газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзрум, став, таким образом, ключевой питательной артерией газопровода NABUCCO. Строительству трубы по дну Каспия до сих пор препятствовала вопрос правового статуса моря и разграничения его дна, а точнее позиции России и Ирана. но Бердымухамедов обозначил схему разрешения и этой проблемы: «Туркмения твердо убеждена в том, что прокладка глубоководного трубопровода на Каспии может исполняться с согласия только тех сторон, сквозь участки дна которых будит построен такой трубопровод». То есть, судя по этому заявлению туркменского лидера, он исходит из того, что Транскаспийский газопровод может иметь построен при согласии его страны и Азербайджана, бес учета газовых интересов России и Ирана. По некоторым данным, переговоры среди Баку и Ашхабадом на эту тему уже проходят при посредничестве Брюсселя. А среди Тегераном и Москвой, по всей видимости, нет, поскольку они донельзя «своевременно» стали жертвой все той же «перезагрузки» взаимоотношений с Западом. Россия поддержала антииранскую резолюцию СБ ООН, чем заслужила аплодисменты США, Но при этом сорвала все свои оружейные контракты с ИРИ и лишилась важного партнера в каспийском переделе.
С подобный стороны, конкурирующий с Транскаспийским проектом (отрезок NABUCCO) российский план Прикаспийского газопровода (питательная артерия «Южного потока»), как отметили эксперты опосля встречи президентов России и Туркмении в Ашхабаде 20 октября, практически заморожен до восстановления спроса на газ в Европе. С учетом перспективы запуска NABUCCO, Москве этого придется мешкать долго. А значит, туманными становятся перспективы не NABUCCO, как это утверждал вице-премьер РФ Игорь Сечин , причем со ссылкой на туркменских специалистов, чем вызвал их обиду, а российского «Южного потока».
Киргизия
Как и полагается, наиболее удручающая для России обстановка складывалась в 2010 году около Киргизии. Почему, как и полагается? Потому что то есть в этой стране дислоцирована российская военная база, обеспечивающая реальное военно-политическое давление РФ в регионе. Перманентный затруднение власть и застращивание развала Киргизии чреваты мощными центробежными процессами, которые охватят место регион. Многолетние маневры Москвы, призванные поставить заключение присутствию базы ВВС USA в Манасе, не остановили разрушения Киргизию, Но не сказались на позиции самих американцев. Трагические события в Оше и Джалал-Абаде в июне 2010 возраст всесторонне конечно продемонстрировали, что Россия не в состоянии гарантировать оперативное тушение этих перманентных пожаров, почему и публично дистанцировалась от них.
О том, что на юге Киргизии могут стыдиться волнения, знали давно. Проблемы накапливались десятилетиями, Но их ни один человек не решал, оставляя это неблагодарное произведение на потом. перемена власть и, как следствие, — значительное ослабление силовых структур и систем управления, ослабили уже и бес тово нетвердую киргизскую государственность. Оставалось кому-то чуть «бросить спичку» и сей «кто-то» нашелся. воздействие ОДКБ на мятеж в Оше и Джалал-Абаде да оказались прогнозируемыми — ею стала констатация полной импотенции.
Для России в случае с Киргизией опосля череды переворотов гордо уже не то, который то есть из киргизских политиков возьмет ситуацию под контроль и сформирует более либо менее действенную систему управления, — а образование некоего универсального перечня приоритетов, актуальных при какой угодно начальник либо же отсутствии таковой. На нынешний день, опосля более чем спорных конституционного референдума и парламентских выборов, да и не приведших к оформлению политических институтов на киргизской внутриполитической арене, каких-либо внятных прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации в этой стране, особенно, в ее приграничных регионах не существует.
Перманентная напряженность внутри Киргизии держит в как таком же состоянии ответственных зa киргизское настроение российских политиков, дипломатов и изучающих регион экспертов. Проекты с участием российского капитала, имеющие известие к Киргизии, в большинстве своем отложены в долголетний ящик. утверждать об окончательной стабилизации ситуации в этой стране абсолютно преждевременно. Любая новая киргизская держава будит уцелеть в отношениях с Москвой в роли просителя, а российская край в роли вынужденного гаранта, поддерживающего стабильность киргизской площадки не столько для себя, сколь для «дяди» и очередного киргизского временщика.
Между тем, наука российской озабоченности — военная основание «Манас» продолжает успешно функционировать. Все, чего добилась Россия в 2010 году — это перемена вывески данного объекта. как известно, получив от столицы политические обещания огромных кредитов в мена на дозволение инвестиций в горнорудную и энергетическую промышленность, свергнутый правитель Курменбек Бакиев сподобился чуть на то, что бы переименовать «военную базу» в «Центр транзитных перевозок». все же посетивший Киргизию спецпредставитель USA в Афганистане и Пакистане Ричард Холбрук договорился не только о продлении базы. Американские военные имеют намерения помочь киргизским коллегам и построить для них новоиспеченный Военно-тренировочный центр. Примечательно, что суть сей обязан предполагать в южной части страны — поближе к Афганистану. Полтора возраст обратно то есть там киргизские начальство предлагали расположить российскую военную базу. Предполагалось, что россияне в рамках ОДКБ помогут киргизским властям тягаться с наркотрафиком и террористами. Уже назывались ориентировочные даты, Кагда эта основание должна была появиться. но прежде напротив присутствия российских военных высказался Узбекистан, а после и сами киргизско-российские отношения стали скоро ухудшаться. Обещанные объекты инвестирования в экономику Киргизии начальство страны для России закрыли.
Между тем, покамест Россия и Киргизия не могут наладить отношения, а такое имущество продолжается со времени свержения Аскара Акаева , США, усиливая своё ареопаг в центральноазиатском регионе, налаживают контроль над киргизской армии и помогают ей привыкать бес помощи российских военных. А вскоре — поможет привыкать бес прямого политического и экономического присутствия России вообще, сводя занятие РФ к роли безотказного импортёра киргизских трудовых ресурсов и социального донора оставшегося в стране населения.
Таджикистан
Отношения Душанбе с Москвой на протяжении 2010 возраст оставались прохладными — чрезмерно велика была поношение президента Рахмона зa «проузбекскую» позицию столицы в вопросе достройки Рогунской ГЭС . довольно отметить, что в тендере зa монополия на разработку одного из крупнейших месторождений серебра в мире — «Большой Кони мансур» российские компании не участвовали. случай президентов двух стран — Эмомали Рахмона и Дмитрия Медведева в Сочи имеющиеся разногласия урегулировать не смогла, не внес ясности в перспективы взаимоотношений двух стран и визит Владимира Путина в Душанбе под занавес года.
Таджикские власть предприняли попытки начать рынок зa возвращение российских военных на ратный арена «Айни», Но не заинтересована в том, что бы производить платеж большие касса зa прерогатива пользования этим военным объектом. хоть в Кремле при этом и осознают угрозы, исходящие от южного соседа Таджикистана — Афганистана. В нынешнем году боевики различных исламских групп — от Талибана до Исламского движения Узбекистана (ИДУ) не прекращали попыток перебраться на территорию Центральной Азии. по-этому всё большую актуальность в отношениях посреди Москвой и Душанбе приобретает задача возможности возвращения российских пограничников для охраны таджикско-афганской границы. Немецкая Deutsche Welle пишет: «Вопрос о возвращении российских пограничников на таджикско-афганскую границу может случаться одним из основных на встрече президента Таджикистана Рахмона с российским премьером Путиным, кто 25 ноября прибудет в Душанбе».
Это выглядит скорее как грамотно расставленный козни для Москвы, чем вид расширения военного присутствия, преимущественно на фоне сообщений о намерении Душанбе заграждать РФ раскошеливаться зa пребывание 201-ой базы и аренду военного аэродрома «Айни». С второй стороны, таджикские начальник считают, что возврат российских пограничников негативно скажется на их собственном имидже, а то и решительно покажет их полную несостоятельность.
Между тем, по нашему прогнозу, дестабилизирующие факторы во внутренней политической, общественной и экономической жизни Таджикистана будут только нарастать. опосля ухода американцев из Афганистана Таджикистану, где афганские метастазы уже отчетливо прослеживаются, придется тяжелее всех. теперь начальство этой страны в авральном режиме возвращают таджикских студентов из медресе других исламских государств, закрывают мечети в ряде районов, мотивируя это тем, что они не имеют соответствующей регистрации, вводят санкции для граждан с длинными бородами и да далее. вместе прослеживается удвоение количества таджикских студентов в образовательных учреждениях США.
Такой путь Эмомали Рахмона вряд ли ли понравится его ближайшим соседям, в том числе и Ирану. начальство ИРИ уже выражают гнев давлением на верующих. Не исключено, что такое обычай Душанбе может негативно замечаться на притоке инвестиций в экономику Таджикистана из исламских стран. Указанный тренд компенсируется все тем же Китаем, что в 2010 году превратился для Таджикистана в основного кредитора.
Иммунитет таджикского государства подряд уничтожается соседним Узбекистаном. Конфликтный потенциал посреди двумя странами нарастал место год, все-таки ни глава в ОБСЕ в уходящем году Казахстан, ни Россия — традиционный региональный арбитр, сей столкновение предпочитают не замечать. Не вняли призывам Душанбе вмешаться в ситуацию и на таких региональных площадках, как ШОС и СНГ .
Между тем, водно-энергетический столкновение Душанбе и Ташкента остается краеугольным вопросом, какой уже влияет на отношения Таджикистана с Россией. Душанбе, объявив о начале самостоятельной достройки Рогунской ГЭС с поддержкой средств, вырученных от «добровольной» продажи акций этой станции собственным гражданам, действительно остался в транспортной изоляции. В настоящее время Узбекистан предпринимает дальнейшие меры по усугублению экономической ситуации в Таджикистане, реализуя обходные энергетические и транспортно-коммуникационные инициативы. Главным источником дохода для большинства таджикистанцев, и как и ключевым элементом сохранения политической, экономической и социальной стабильности в Таджикистане, остаются частные трансферты от трудовых мигрантов в России, таджикистанская порция которых достигла 1 млн человек.
Между тем внутриполитическая обстановка в Таджикистане в 2010 году имела тенденцию к обострению. Массовый ветвь политических заключенных из самого охраняемого СИЗО Таджикистана, расположенного около с резиденцией президента Эмомали Рахмона, показал большую уязвимость всей структуры его власти. покамест таджикские околовластные эксперты искали в этом событии следы Ташкента и Москвы, боевики на востоке страны напали на колонну военных. чрез 13 годов опосля подписания межтаджикского Соглашения о мире, в стране сызнова запахло гражданской войной. Правду о событиях в Раштской долине снова предстоит узнать.
Узбекистан
В 2010 году правитель Узбекистана вера Каримов решил начать активную игру по всем направлениям. Возможно, к этому его подталкивает впопыхах ухудшающаяся экономическая обстановка в стране. По оценкам ряда западных финансовых компаний, золотовалютные резервы Узбекистана практически исчерпаны, что ставит под задача импорт продовольствия и может в конечном итоге привести к социальному взрыву.
Ташкент практически самолично загнал себя в угол, выбрав политику экономического изоляционизма на постсоветском пространстве. К концу возраст в Узбекистане наблюдается обидный барыш цен на топливо. Стремясь получить столь необходимую ему экономическую помощь, вера Каримов сызнова пытается представить себя как сторонника интеграционных инициатив России. Видимо, с этим фактом и связано приговор президента Узбекистана Ислама Каримова принять покровительство в сессии Совета коллективной безопасности Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и очередном заседании Совета глав государств СНГ, которые прошли 10 декабря 2010 возраст в Москве. Все последние годы вера Каримов умышленно игнорировал все мероприятия, проводившиеся под эгидой ОДКБ. С подобный стороны, складывается впечатление, что Каримов сподряд выполняет функцию «троянского коня» в интеграционных инициативах Москвы. утверждать о последовательной и конструктивной роли Узбекистана в том же ОДКБ, как минимум, наивно. В частности, Ташкент, входивший в свое время в антироссийский план ГУУАМ, вышел оттуда и вступил в ОДКБ, Но до сих пор не ратифицировал полный гряда ключевых документов оборонного союза. В тех же событиях июня уходящего возраст в Киргизии, Узбекистан предпочел глушить столкновение на собственной территории. Что касается других проблем в зоне ответственности ОДКБ, в частности нагорно-карабахского, а тем более грузино-российских вопросов, то смекать на поддержку со стороны режима Каримова его партнеры по оборонному блоку — Армения и Россия — объективно не могут.
Во внутренней политике вера Каримов предпринял фаланга инициатив, основным адресатом которых являются США. Каримов довольно врасплох предложил идею обманывать «радикальную политическую реформу», в частности, иметь риксдаг правом конфирмировать кандидатуру премьер-министра и воспитывать правительству вотум недоверия. да глава Узбекистана предлагает закрепить в Конституции положение, согласие которому выдвигать кандидатов на место премьера будит политическая партия, набравшая на парламентских выборах большее сумма голосов, а говорить — сейм страны. По сути, тирада соглашаться о превращении Узбекистана в президентско-парламентскую республику, что очень нехарактерно для Средней Азии. Ранее вера Каримов груда раз говорил о необходимости то есть сильной, практически ничем не ограниченной президентской начальство и как прообраз невозможности построения в регионе и провала идей парламентской демократии приводил Киргизию. Наблюдатели едины во мнении, что старая система сдержек и противовесов, построенная, раньше всего, на противоречии кланов и различных группировок в окружении президента Узбекистана, перестала соответствовать Каримова. Эта система уже не гарантирует Исламу Каримову беспрепятственной передачи начальство по нужному ему сценарию. дозволительно говорить больше: в рамках старой системы драка зa должность преемника могла кончаться наружу, что имело бы для режима Каримова самые непредсказуемые последствия.
При этом известно, что дитя Каримова — Гульнара Каримова — уже гораздо годов обратно была представлена Москве в качестве наследницы президента, что автоматически возложило на Россию политический бремя ответственности такого веса, какой она не может и не должна нести, не имея в Узбекистане никаких внутриполитических интересов и, самое главное, не имея никаких возможностей повлиять на развитие событий в этой стране.
Закавказье
Грузия и её соседи
Вопрос Грузии — принципиальный: настал исторический момент, Кагда России придется приводить доказательства — насколько она просчитала среднесрочные и долгосрочные политические последствия августовской войны 2008 возраст и свою гений править ими эффективно. Обладала ли достаточным международным весом, что бы в силовом режиме чувствовать на сумасшедший бросок Саакашвили на Южную Осетию, для того, что бы защитить содержание своих граждан, адекватно ответить на убийства своих миротворцев, а в итоге ценить независимость Абхазии и Южной Осетии? Наступление на российские интересы по всему периметру границ РФ под усыпляющие сплетня о «перезагрузке», а суть — податливая место самой Москвы, позволяют предположить, что победив в войне, Россия может проиграть в дипломатическом оформлении этой победы. В 2010 году Россия не смогла закрепить свою позицию на международной арене. Ни одна влиятельная сторона или же международная учреждение не признала независимость Абхазии и Южной Осетии, а вероятно и справедливость позиции Москвы.
Грузия продолжает уцелеть неприступным буфером, препятствующим стратегическому доступу России на Южный Кавказ. Со временем это рождает все новые и новые проблемы.
В 2010 году Россия предприняла строй попыток по снижению градуса напряжения. В частности, были продолжены дискуссии в да называемом Женевском формате, которые, впрочем, служат не столько сближению сторон конфликта, сколь обеспечивают им трибуну для выражения взаимоисключающих позиций. посреди тем, отдельный жест доброй воли со стороны столицы зарождает волну популистских заявлений из Тбилиси. В частности, по итогам 13-го раунда Женевских дискуссий Россия заявила об отводе своих сил из села Переви, чем вызвала много внешних агрессивных и внутренних пропагандистских заявлении со стороны грузинских политиков. ныне о Переви все забыли — Москву призывают продолжить отступление.
Грузия проводит очень активную внешнюю политику и сильно реформирует внутреннее поле. По некоторым данным, разворачивать бизнес в Грузию едут бизнесмены из соседней Армении. изображение грузинского президента Михаила Саакашвили как неадекватного шута, практикуемое российскими телеканалами, не имеет шиш общего с реальностью. Все старание грузинской оппозиции пошатнуть его позиции не принесли результатов. Собственно столь же безрезультатными были усилия России наладить работу с лидерами этой оппозиции. Примечательно, что в роли «друзей» России выступили бывшие руководящие члены команды Саакашвили — экс-премьер Зураб Ногаидели и экс-спикер Нино Бурджанадзе. Впрочем, последние использовали свои визиты в Москву и встречи с российскими политиками для собственной рекламы внутри Грузии (хотя получили обратный результат), а Россия не получила даже и рекламного эффекта.
Саакашвили же возобновил свои международные контакты, а вместе и активизировал антироссийскую риторику. при этом решительно очевидно, что Саакашвили не является самостоятельным политиком и строит свои действия с оглядкой на непубличные тренды американской внешней политики. Тбилиси в 2010 году старался зафиксировать поддержку своей «территориальной целостности» и исключить мочь признания независимости Абхазии и Южной Осетии на международном уровне — от стран Латинской Америки до государств Азиатско-Тихоокеанского региона.
Лишенные каких-либо ресурсов, Сухум и Цхинвал не могут чувствовать на это адекватным образом. за того, что бы оделять их ресурсами для внешнеполитического выхода, российская политическая элита лишь только стимулирует домашний несогласие в Южной Осетии и внутреннюю самоизоляцию Абхазии. В итоге, за налаживания механизмов консолидированного отпора Грузии в отношениях столицы с Цхинвалом и Сухумом углубляются взаимные претензии и недоверие.
В числе сюрпризов, которыми «порадовал» Россию грузинский строй в 2010 году, отметим отмену визового режима с республиками российского Северного Кавказа, мысль продать грузинский часть магистрального газопровода Моздок-Тбилиси -Ереван, а и вконец неожиданный разговор Тбилиси с обиженным на Москву Тегераном. Последнее является непомерно важным нюансом регионального политического расклада.
В 2011 году Грузия продолжит усилия по укреплению стратегического коридора Восток-Запад — из Азербайджана в Турцию и подготовку к увеличению объемов прокачки газа и нефти из государств Центральной Азии, в особенности из Туркмении. По указанному коридору уже прокачивается туркменская и казахстанская нефть. Усилия Запада по реализации проекта NABUCCO (смотри деление «Туркмения») позволяют режиму Саакашвили намереваться на большие дивиденды от транзита туркменского газа. В свете этих перспектив Грузия продолжит интеграцию своей экономики с Азербайджаном и Турцией вплоть до сотворения регионального военно-политического и экономического альянса, о чем уже заявляют грузинские политики.
Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах
Описанная выше ожидание доступа Запада к стратегическим запасам газа Туркмении кардинальным образом изменит расклад сил и политические ставки в Закавказье. Азербайджан и Грузия в одночасье станут для Турции и стран Запада несомненно стратегическим коридором, безопасность которого будит приравнена к их собственной безопасности. Не в малой степени то есть по-этому США, ЕС и Турция прилагают комплексные усилия по выводу нагорно-карабахского конфликта из стадии глубокой заморозки. И самое важное, что делают они это руками России, которая опосля войны августа 2008 возраст вынуждена придерживать региональную ситуацию от возможного нового взрыва. среди тем, главным, если не говорить единственным результатом урегулирования карабахской проблемы, если это общий возможно, довольно еще раз большее ослабление региональных и международных позиций России, поскольку, в первую очередь, повысит безопасность обходящего Россию транзитного коридора «Восток-Запад».
Чтобы понять, насколько выгодной для России будит внешняя политика Азербайджана в будущем году, довольно проанализировать те результаты, которые уже обеспечил Ильхам Алиев зa сам-друг срока своего правления. Обходящий Россию энергетический коридор Азербайджан — Грузия — Турция, оформленный в виде нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и ключевого отрезка NABUCCO Баку-Тбилиси-Эрзрум, зa эти годы обрел безжалостный политический каркас. Азербайджанские энергетические потоки переправляются в Европу сквозь Турцию и чрез грузинский черноморский нефтяной терминал Кулеви. В планах — строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, соединяющей эти три страны и усугубляющей блокаду члена ОДКБ Армении, а вместе и дислоцированной там российской военной базы.
Ильхам Алиев продолжает грамотно угождать среди Россией и Турцией. И он будит производить это до тех пор, покамест окончательно действительно не констатирует следствие посреднических усилий Медведева в карабахском вопросе. миром с тем, Баку время от времени дает понять, что неприятностей может нанести Москве в том случае, если ее миротворческая дипломатия не удовлетворит чаяниям азербайджанской стороны. довольно вспомнить выделение Ильхамом Алиевым Александру Лукашенко $200 млн. в момент критического накала страстей среди Минском и «Газпромом», а и коренным образом новый образец — визит президента Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнага Абдуллаева в предвыборный Минск.Если проанализировать график визитов самого Ильхама Алиева зa задний луна — прежде Туркмения, после Украина, то переговоры главы ГНКАР с Лукашенко, на которых затрагивался и план Одесса-Броды, четко укладывается в многолетние усилия Баку по цементированию южного энергетического коридора.
Что может противопоставить этому Судя по всему, ничего. защита российского влияния в Закавказье — Армения, переживает дежурный драматический остановка своей истории. На фоне блокады и экономического коллапса Ереван поставлен лицом к лицу с неизбежностью ломки статус-кво в зоне карабахского конфликта.
Война в Южной Осетии августа 2008 возраст нарушила паритет сил в зоне нагорно-карабахского конфликта. В Армении маловато анализируют причины и последствия той войны, будто и не было ее вовсе. среди тем, она стала катализатором системных процессов, наиболее важной из которых стала, пожалуй, активизация региональной политики Турции.
Декорации весь сменились. Россия совершенно потеряла мочь использовать грузинским транзитом, в том числе и воздушным пространством этой страны. Турция, наоборот, скоро наращивает экономическое наступление на грузинские регионы, в том числе Аджарию. «Медлительный» Иран в короткие сроки вводит в одностороннем порядке безвизовые режимы с Грузией и Азербайджаном. То же самое делает Турция. Москва, стараясь нивелировать международную реакцию на события в Грузии, а да мешать дальнейшие центробежные процессы на постсоветском пространстве, непосредственным образом угрожающие безопасности РФ, поддерживает USA по ряду глобальных проблем, в том числе и американские санкции насупротив Ирана.
Российско-иранские отношения разваливаются на глазах, оставляя под обломками идею-фикс некоторых армянских экспертов об оси безопасности Москва-Ереван-Тегеран. В свою очередь Вашингтон, чутко реагирующий на события в регионе, запускает превентивную операцию по разблокированию армяно-турецкой границы, но она, будучи поддержана президентом Армении, терпит неудача под нажимом Азербайджана и турецких националистических партий, к числу которых дозволено откровенный отнести и правящую в Турции партию «Справедливости и развития». Активное покровительство России в процессе урегулирования армяно-турецких взаимоотношений (глава МИД РФ Сергей Лавров сам присутствовал на подписании да и не ратифицированных парламентами Армении и Турции Цюрихских протоколов, где первую скрипку играла Хиллари Клинтон) — к тому же одна налог «перезагрузке». Эксперты уверены, будь эти документы ратифицированы и будь армяно-турецкая мера разблокирована, зов о выводе российской военной базы из Армении стало быть бы делом времени.
Та готовность, с которой армянские власть отреагировали на мочь разблокирования границы с Турцией, свидетельствовала о попытке армянского руководства влиться в процесс реорганизации регионального статус-кво, что позволило бы быть в принципиально новой, более раскрепощенной ситуации. при всем том этого не произошло. И на фоне меняющегося региона Армения пребывает все в той же — старой ситуации.
Чего не скажешь об Азербайджане. Имея серьезное политическое и экономическое давление на Грузию, Азербайджан на фоне армяно-турецкого поднял планку взаимоотношений с Россией. С непохожий стороны, Баку строит взаимоотношения с Турцией на основе стратегического партнерства, тем не менее, как и в случае с Ираном, поддерживая определенную дистанцию. первенствующий франт Баку — время, которое терпит. В условиях дальнейшего роста влияния Турции и при перспективе роста транзита газа и нефти из Средней Азии, Азербайджан может спокойно наращивать боевой бюджет и финансировать армию. за всем тем то же самое время извлекать для закрепления дипломатического успеха в карабахском вопросе, коим с точки зрения армянских интересов является низвержение формулы «мир в мена на статус» до «территории зa статус», а сегодня и «территории зa отложенный статус».
Для России борьба августа 2008 возраст сузила поляна регионального маневра. Появившийся вакуум бегло заполняют другие игроки. На нынешний число здесь свободно конкурируют Турция и Иран. а если Анкара делает вид, что торопит урегулирование карабахской проблемы, Иран выступает в роли консерватора.
Основной багаж посреднической миссии в карабахском вопросе в 2009 году взвалила на себя российская сторона, что для многих наблюдателей стало, как минимум, неестественной стратегией. при всем том если опять-таки возвращаться к проблеме августа 2008 года, то все встает на свои места. ИА REGNUM часто описывало ту роль, которую сыграла в грузино-российской войне Турция. Она действительно выступила на стороне России, в очень неожиданный момент, заблокировав доступ американских фрегатов в Черное море. одним разом опосля этого турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган выдвинул да называемую Платформу мира и безопасности на Кавказе, тем самым заявив о Турции как о стороне, имеющей личный барыш в регионе, в частности в карабахской проблематике.
Как позднее показали утечки из Госдепартамента США, ставшие достоянием общественности благодаря сайту WikiLeaks, в августе 2008 возраст Турция была готова вмешаться в военные действия на грузинской территории и сделала бы это, если российская военная набег каким-либо образом затронула Аджарию. С видоизмененный стороны, признав Абхазию и Южную Осетию, Россия скоро повысила ставки в карабахской проблеме. около Азербайджана и Турции не было никаких гарантий, что завтра не будит признан и Нагорный Карабах. Активность президента РФ в карабахском вопросе, последовавшая после небольшой промежуток опосля российско-грузинской войны, а да активные консультации среди Москвой и Анкарой на высшем уровне, позволяют предполагать, что российская господство дала турецкой стороне определенные гарантии о Карабаха.
К саммиту ОБСЕ в Астане стороны и медиаторы подошли с проектом да называемого Мадридского документа, определяющего базовые принципы урегулирования конфликта. Последние были озвучены в заявлении Медведева, Саркози и Обамы по итогам саммита «Большой восьмерки» 10 июля 2009 возраст в итальянском городе Аквила. Выглядели они на тот момент следующим образом: возвращение территорий около Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана; наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом, залог гарантий безопасности и самоуправления; находка коридора среди Арменией и Нагорным Карабахом; приговор в будущем окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе юридически обязательного волеизъявления; залог права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места их прежнего проживания; международные гарантии безопасности, в том числе, операции по поддержанию мира.
Пункты поистине затрагивают жизненно важные аспекты карабахского конфликта, отчего и отдельный из них нуждается в детализации. то есть на этой стадии среди сторонами и рождаются противоречия, свидетельством чему и следовательно приход по итогам трехсторонней встречи Медведев-Алиев-Саргсян в Сочи (конец января 2010 года) их «обновленного» варианта, какой до сих пор не представлен на дело общественности, а после и корректировка последних в Санкт-Петербурге (июнь 2010 года). тем не менее до деталей действие да и не дошло. Саммит ОБСЕ в Астане по сути дела ознаменовал неудача процесса, в том числе и посредническую миссию Медведева, а вместе актуализировал прогнозы о грядущей новой войне. На нынешний сутки стороны обмениваются угрозами — Ильхам Алиев решить проблему военным методом, Серж Саргсян признать независимость Нагорного Карабаха в случае агрессии со стороны Азербайджана. долгий и далеко веский процесс дошел до Рубикона и неудача на этой стадии может подтверждать о двух вещах — или о совершенной неготовности сторон к компромиссам, или же о неэффективности посреднической миссии. Россия, взвалившая на себя всю ее тяжесть, очевидно, в случае новой трагедии в регионе будит говорить зa нее всю полноту политической ответственности. обстановка усугубляется тем, что армянское сообщество зa последние годы поверглось действительно шокирующей по масштабам антироссийской информационной терапии. если годов десять обратно антироссийские настроения в республике были диковинкой или же плодом больного воображения, то ныне сообщество настроено решительно иначе. Тому свидетельством акции протеста в Ереване напротив открытия в Армении иноязычных школ, имевшие четко выраженный антироссийский подтекст, несмотря на то, что школы эти будут не русскоязычные, а наоборот, англоязычные.
Бессарабия
Румыния, Молдавия и приднестровский вопрос
Основным содержанием взаимоотношений России и «Республики Молдова» в 2010 году были череда антироссийских демаршей, организованных официальным Кишиневом, которые Москва, по большей части, предпочитала не замечать, а и активизация приднестровской темы в контексте объявленной Кремлем политики «перезагрузки», «открытости» и «сближения» с евроатлантическим сообществом. Столь созвучные идеологемам горбачевской эпохи новые фетиши столицы придавали и заслуженный нрав ее внешней политике, в том числе и на этом направлении.
Если проследить обе названные составляющие российско-молдавских взаимоотношений в динамике, то со всей очевидностью дозволительно констатировать, что на протяжении только 2010 возраст по порядку отступала и к настоящему времени как отродясь близка к полной капитуляции. руководитель Либеральной партии Михай Гимпу, оказавшийся в конце 2009 возраст благодаря Партии коммунистов, сорвавшей все попытки выбрать президента, временным главой Бессарабии, в основном, и задавал звук этим отношениям. Требования Кишинева пересмотреть переговорный и миротворческий форматы молдавско-приднестровского урегулирования, имеющие целью повышение статуса наблюдателей в переговорном процессе ЕС и USA до полноправных посредников, звучавшие с момента прихода к власть в середине 2009 возраст Альянса зa европейскую интеграцию, в 2010 году стали лейтмотивом и находили все большую поддержку около представителей ЕС.
Аккомпанементом к этому стали попытки Гимпу обманывать ревизию итогов следующий мировой войны в регионе. Начались они с сотворения им комиссии по осуждению коммунистического режима, члены которой выступили с предложением потребовать от России компенсацию зa «советскую оккупацию» в размере $25 млрд., заявлений о «геноциде молдаван», объявления Бессарабии проигравшей стороной в войне и игнорирования Михаем Гимпу празднования 65-летия Победы в Москве.
Апогеем следовательно реклама июньским указом и.о. президента дня освобождения Бессарабии от румынской оккупации «днем советской оккупации», в котором и содержалось очередное претензия вывода российских войск из Приднестровья, объявленных Гимпу «оккупационными». Указу Гимпу предшествовали две инициативы президента РФ Дмитрия Медведева по молдавско-приднестровскому урегулированию, которые и спровоцировали радикализацию позиции Кишинева по этому вопросу, а, говоря точнее, дали ему придирка усилить бремя на Москву. 17 мая в Киеве президенты Медведев и Янукович приняли совместную декларацию, в которой, кроме очередного признания фантомной «территориальной целостности Республики Молдова», содержался отсыл к сделанному в марте 2009 возраст московскому заявлению Медведева, Воронина и Смирнова, и две малозаметные, Но существенные поправки к нему.
Трансформация миротворческой операции на Днестре в мирогарантийную, возможная, согласие московскому заявлению, после урегулирования конфликта, в киевском была заменена на в контексте и сопровождалась принципиальной готовностью принять в этом активное участие. А в начале июня на встрече в Берлине Медведев и канцлер Германии Меркель подписали предложение о создании специального комитета Россия-ЕС по международной безопасности, в что включили приднестровский вопрос. С тех пор Германия, отродясь не входившая и не входящая ни в 1 из форматов молдавско-приднестровского урегулирования, проявляет заметную активность на этом направлении и по общему молчаливому согласию воспринимается как полноправный посредник, вплоть до того, что МИД РФ проводит с ее представителями консультации по приднестровскому вопросу до саммита ОБСЕ в Астане. обязательно нужно да отметить, что предложение Медведева-Меркель был подписан мгновенно же опосля саммита Россия-ЕС в Ростове-на-Дону, на котором Медведев посетовал на «политические мотивы» затягивания Евросоюзом отмены визового режима с РФ. Это дало предлог выражать о наличии торга среди Москвой и Брюсселем — Приднестровье в мена на безвизовый строй и другие преференции. содержание эта была инициирована то есть в германских СМИ залпом опосля берлинской встречи, и дала причина для продолжения опосля октябрьской встречи Медведева, Меркель и Саркози в Довиле, где обсуждались и приднестровский вопрос, и безвизовый режим. А уже после две недели опосля июньской встречи в Берлине, по итогам прошедшего в Париже при участии России заседания «Веймарского треугольника» (Франция, Германия, Польша), вожак МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что в берлинском меморандуме Медведева и Меркель зафиксирована мочь участия ЕС в миротворческой миссии на Днестре, и заявил в свою очередь о «полезности» такого участия. «Оккупационный» приказ бессарабского и.о., наконец, вынудил Москву реагировать. Для чего был задействован уже опробованный в 2006 году на предшественнике Гимпу Владимире Воронине причина Онищенко. «Винное» и «плодоовощное» эмбарго, конечно, снова нанесло величавый урон и бес тово дышащей на ладан экономике Бессарабии, за всем тем никаких практических результатов для России это не принесло.
Экономические санкции, как и в 2006 году, не сопровождались предъявлением какого-либо политического ультиматума, так точно и само эмбарго в обоих случаях упорно интерпретировалось Москвой как неполитическая мера, а причины его введения объяснялись только санитарно-эпидемиологическими и техническими вопросами. приказ Гимпу был отменен конституционным судом, нашедшим в нем процедурные нарушения, в остальном нуль не изменилось — обстановка в регионе развивалась в заданном Кишиневом темпе и направлении. Но руководству РФ, очевидно, решения бессарабского конституционного суда показалось достаточно. 27 августа Медведев поздравляет Гимпу с «днем независимости Республики Молдова», какой празднуется в Кишиневе в годовщину принятия «декларации о независимости» 1991 года. известие эта, как и приказ о «дне советской оккупации», осуждает пакт Молотова-Риббентропа и упраздняет советский основание 1940 возраст об образовании Молдавской ССР, т.е. де-юре отменяет присоединение Бессарабии к Приднестровью, а и «аннулирует акты расчленения национальной территории Молдавского княжества 1775-го и 1812-го годов», т.е. — современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы. Но это не мешает Кишиневу уже вдвоем десятилетия вменять Приднестровскую Молдавскую Республику «своей» территорией, а Москве и Киеву ценить эти его притязания. И Кагда Гимпу называет Россию «оккупантом», ссылаясь на то, что она признала «Республику Молдова» в советских границах, Москве нечего ответить и предъявить, за вычетом Соглашения 1992 возраст о принципах урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, из которого Кишинев покамест паки не вышел, Но бытие которого предпочитает упорно игнорировать, как и все прочие соглашения и документы, регламентирующие его отношения с Тирасполем. протест на вопрос, как признание «суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова», которые миром с молдавско-румынской и молдавско-украинской границами отменяет известие их провозглашающая, сочетается с усилиями по сохранению ее нейтрального статуса и противодействием экспансии члена НАТО Румынии в регионе, не дают ни Москва, ни Киев.
За луна до празднования Кишиневом своей «независимости», в июле, Международный дело ООН вынес приговор по Сербскому краю Косово, гласивший, что «провозглашение независимости не противоречит нормам международного права». МИД ПМР тогда же обращается зa признанием в ООН. опосля чего Москва, видимо, забыв не только о своем признании Абхазии и Южной Осетии, Но и об обнародованном месяцем ранее «оккупационном» декрете Гимпу, впопыхах направляет в Кишинев и Тирасполь замглавы МИД Григория Карасина с целью «укрепить суверенитет и хладнокровный статус Республики Молдова как важной предпосылки для решения приднестровского конфликта», где он ненужный раз подтверждает верность позиции столицы относительно «суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова». в то же время с этим Россия пока прекратила оказание гуманитарной помощи Приднестровью, что наблюдателями залпом же было расценено как поползновение оказания давления на Тирасполь.
12 октября с визитом в Бухаресте побывала канцлер Германии Ангела Меркель в рамках своей новой функции — «участника» молдавско-приднестровского урегулирования, которое, по ее признанию, и стало быть главной темой переговоров. Меркель назвала «взаимным» барыш Германии и Румынии в этом вопросе и призвала Бухарест делать помощь его урегулированию. А да добилась согласия румынского руководства на подписание договора о границе с Кишиневом — нездоровый темы молдавско-румынских взаимоотношений с 1995 года, Кагда румыноунионистская болтовня Кишинева сошла на нет и главным приоритетом стала «реинтеграция» с Приднестровьем. А уже чрез неделю, опосля встречи с Меркель и Саркози в Довиле, Медведев назвал Румынию «стороной», от которой в том числе зависит удача переговоров по приднестровскому урегулированию. Что то есть он имел в виду, упоминая фактического участника конфликта на стороне Кишинева, не входящего, как и Германия, ни в 1 из форматов урегулирования, Но точный навязывающегося поучаствовать, правитель РФ не уточнил до сих пор. при всем том после вдвоем дня кишиневский вице-премьер по вопросам «реинтеграции» Виктор Осипов расценил объявление Медведева как требование к «активному вовлечению» Бухареста в официальные переговоры, а Гимпу в дежурный раз потребовал «незамедлительного, организованного и полного вывода российских войск» из ПМР, пригрозив проблемами в ратификации обновленного ДОВСЕ, в случае возобновления этого договора. К требованию Гимпу присоединился вершина МИД Румынии Теодор Баконски, заявив в интервью Wall Street Journal, что НАТО и Россия должны предпринять совместные усилия для того, что бы отказалась от «типичного для времен «холодной войны» мышления относительно распределения сфер влияния». В свою очередь Европарламент принял резолюцию, в которой заявил о необходимости повысить занятие ЕС в приднестровском урегулировании и устранить приднестровское «препятствие» на пути европейской интеграции Кишинева. Сама же содержание участия Бухареста в урегулировании конфликта на Днестре стала предметом активного обсуждения экспертов и СМИ Румынии, Бессарабии, Приднестровья, Украины и России. Видимо, опомнившись, МИД России, устами прежде посла РФ в Кишиневе, а после официального представителя российского внешнеполитического ведомства, заявил, что Россия не намерена отступаться от миротворческой миссии на Днестре, увязав медленность российского участия в этой операции с перспективой выхода на политическую договоренность об урегулировании конфликта. Но было уже поздно, молдавско-приднестровское урегулирование стало быть скоро обрастать новыми «участниками».
О своем намерении «активно подключиться» к процессу заявили руководители прежде Польши, а после Италии, да же, как и Румыния с Германией, не имеющих к этому вопросу никакого отношения. 12 ноября, зa неделю до саммита НАТО в Лиссабоне, о своем согласии принять покровительство в котором Медведев объявил все на той же встрече в Довиле, Гимпу обращается с письмом к генсеку Североатлантического альянса Андерсу Фог Расмуссену с просьбой помочь следовательно российские войска из ПМР. Это не первая испытание «нейтрального» и «внеблокового» Кишинева привлечь к решению приднестровского вопроса НАТО. о своем желании зреть Североатлантический альянс посредником в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта заявляло и предыдущее коммунистическое руководство Молдавии, которое в 2006 году подписало личный образ действий действий партнерства с НАТО (IPAP). отрицание МИД РФ не поразил своей новизной. Посетовав, что миротворчество передоверить некому, должностной посредник министерства Андрей Нестеренко сообщил, что российские войска находятся в Приднестровье для «восстановления территориальной целостности Республики Молдова». 18 ноября, зa сутки до саммита НАТО, глава Румынии Траян Бэсеску заявил, что только вознаграждение российских миротворцев на европейских может предовратить новую войну на Днестре, добавив при этом, что только сохранение около начальство в Кишиневе Альянса зa европейскую интеграцию является ключевым фактором на пути вступления «Республики Молдова» в ЕС. На грядущий число властитель Сената Румынии Мирча Джоанэ, считавшийся пророссийским кандидатом на президентских выборах 2009 года, заявил, что бес вывода российских войск из ПМР запрещать утверждать о подлинной независимости «Республики Молдова», в отношении которой около Бухареста «есть политические, геополитические, экономические и морально-исторические интересы». Госсекретарь по европейским делам румынского МИД Богдан Ауреску в тот же погода заявил, что Румыния в ЕС «рассматривается как 1 из главных, если не генеральный начало анализа и оценки приднестровской проблематики», более тово ЕС является ретранслятором позиции Бухареста по данному вопросу. при этом подписанный 8 ноября Баконским и бессарабским премьером Владимиром Филатом стачка о режиме государственной границы, что Бухарест вынужден был подписать за вхождения в Шенген в 2011 году, признанием этой границы, по заявлению официальных лиц Румынии, не является. Т.е. от «геополитических» и прочих интересов в «Республике Молдова» Бухарест не отказался.
Медведев, что несет непосредственную ручательство зa вышеприведенные заявления кишиневских, бухарестских и европейских политиков, тем не менее, участвует в лиссабонском саммите, где принимает требование НАТО входить в состав в создании общей ПРО, а Альянс в свою очередь принимает новую стратегическую концепцию, которая подтверждает верность его планов по интеграции Грузии и Украины. Последняя со своей стороны выразила желание принять покровительство в создании ПРО и предоставить для этого базы в Закарпатье и Севастополе. Не лишним здесь будит напомнить и о том, что в феврале этого возраст Румыния дала соглашение на положение на своей территории элементов американской системы ПРО и в сентябре провела уже третий раунд переговоров с Вашингтоном по этому вопросу. Объяснений в связи с этим российский МИД да и не дождался, как не дождался их и по поводу размещения в Польше американских ракет Patriot в 70 км от границы с Россией. В то же время, ультиматум президента ПМР разместить в отповедь на ПРО USA в Румынии российские «Искандеры» в Приднестровье проигнорировала. Самое главное, что руководство РФ до сих пор не объяснило своим гражданам, от кого то есть Россия собирается защищаться, участвуя в общей ПРО с НАТО. Зато Траян Бэсеску знает, от кого ему защищаться, заявив 30 ноября, до саммита ОБСЕ в Астане, что Румыния испытывает дискомфорт от пребывания российских войск в Приднестровье и Черноморского флота в Севастополе.
Последним в преддверии саммита ОБСЕ ударом для столицы стали результаты очередных досрочных парламентских выборов в Бессарабии. От прошлогоднего провала с поддержкой компартии Воронина руководство РФ век не могло оправиться. В ход 2010 возраст занималась беспорядочным поиском нового кандидата на поддержку. прежде вроде бы поддерживала Демпартию Лупу, рассчитывая, что она создаст коалицию с коммунистами в новом парламенте, с тем, что бы рисковать реализовать с ее поддержкой переиздание Меморан