Виктор Якубян: Провал карабахского процесса в Астане — что дальше?
Тупик, в котором оказался процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта опосля саммита ОБСЕ в Астане, был предопределен и испокон века предсказывался политиками и экспертами в конфликтующи
Тупик, в котором оказался процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта опосля саммита ОБСЕ в Астане, был предопределен и давным-давно предсказывался политиками и экспертами в конфликтующих странах. Пожалуй, только сами посредники — сопредседатели Минской группы ОБСЕ, а и представители различных международных организаций, таких как предложение Европы , ОБСЕ и НАТО , а да их Парламентских ассамблей перманентно озвучивали оптимистические прогнозы о «золотом шансе» и «окне возможности». Вспомним, то есть такими определениями, начиная с 2005 года, характеризовали карабахский процесс различные европейские, американские и российские политики, причем, вне зависимости от того, на каком этапе и в каком состоянии реально находятся переговоры. Объяснить причины такого подхода не сложно — делегированные этими структурами лица просто старались закрепить собственное значение, как говорится, отрабатывали мой «кусок хлеба». Руководители Армении и Азербайджана в свою очередь покорно принимали представителей этих структур, делились с ними своими наблюдениями и раз зa одновременно высказывали свои позиции, а и встречались товарищ с другом под их эгидой. откровенный говоря, сносный другого от них надеяться и не приходилось, поскольку ответ от переговоров мог бы красоваться расценен как изображение неконструктивной позиции.
Что же в итоге помешало Еревану и Баку приходить к соглашению, почему поручение России, Франции и США, во всяком случае, на определенный момент, не привела к какому-либо прогрессу, а по большому счету, наоборот, к тому же больше отдалила перспективу мира. как представляется, подготовленный усилиями Минской группы намерение Мадридского документа, содержащего да называемые «базовые принципы» урегулирования нагорно-карабахского конфликта, простой нежизнеспособен и лишен практического смысла. Да, теоретически, если Ереван отведет войска из буферной зоны, а Карабах примет навыворот десятки тысяч азербайджанских беженцев, то вещь и может получиться. Но все нужда в том, что эти шаги нереализуемы и практически быстро приведут к разбалансированию сложной системы внешних и внутренних механизмов, а в итоге к гражданской войне в Армении и новому межгосударственному конфликту с Азербайджаном. либо вот иной сценарий. если на первом этапе Азербайджан согласится на подписание мирного договора и предоставление Карабаху временного статуса, а после смирится с итогами нового референдума в НКР, само собой разумеется же, в этом случае Армения не только отведет войска, Но и скажет благодарность азербайджанскому лидеру. Но и здесь препятствие — никакого азербайджанского лидера на тот момент уже не будет, его простой сметут народные массы. да в чем же состоит практический значение этих самых базовых принципов или же пунктов, если устройство каждого из них как только усугубляет ситуацию? Может быть, он в последнем пункте, определяющем нужда проведения в регионе конфликта миротворческой миссии? Но и сей место так себ е хорошего не сулит. Во-первых, непонятно какие то есть страны будут принимать участие в этой операции, во-вторых, как к ней отнесутся соседние государства, с которыми граничат Армения, Азербайджан, правда и самостоятельно Карабах. Речь, в первую, очередь, соглашаться об Иране.
Итак, должно констатировать, что выработанный Минской группой ОБСЕ план Мадридского документа не только нежизнеспособен, Но и опасен… Ни 1 из включенных в него пунктов, поддержанных специальными заявлениями президентов Барака Обамы , Дмитрия Медеведва и Николя Саркози , не может иметь осуществлен по определению, поскольку чреват осложнениями и срывом в гибнуть войны… Армения не способна оттянуть войска, поскольку получит естественный политический столкновение в Ереване и недавний столкновение с самим Карабахом, Азербайджан не способен успокаиваться с итогами нового референдума и легитимным статусом Карабаха, пара не способны принять назад беженцев и разместить на своих границах военнослужащих третьих государств.
Вероятно, это давнехонько осознали и президенты Армении и Азербайджана, до недавних пор продолжавщие случаться в различных городах и в различной обстановке, Но при этом число ото дня ужесточающие риторику и взаимные обвинения. работа дошло до того, что на саммите ОБСЕ в Астане, где собственно и обязан был пребывать подведен логический сумма Пражского процесса (это в его рамках выработан Мадридский документ), руководители Армении и Азербайджана дошли до открытых угроз и ультиматумов. До этого Ильхам Алиев не мало раз объявил Ереван азербайджанским городом, а его армянский товарищ пустился в непривычный для себя исторический экскурс, призванный доказать, что такого народа как азербайджанцы «здесь не стояло». будто этого добивались международные посредники? В чем то есть состоит ум их работы — в достижении мира или же в разжигании новой войны, не весь понятно. Со своей стороны можем говорить только что одно — это категорически неприемлемо! Оптимистические заявления посредников оказались столь же пустыми, как и заверения в конструктивизме сторон конфликта. посреди тем, армяне и азербайджанцы — простые граждане двух стран сызнова стоят на пороге войны. Разгоряченные государственной пропагандой тысячи граждан двух стран не ведают, что творят. скороговоркой их матери будут петь слезами, жены останутся вдовами, а дети сиротами. Как, в начале 90-ых, Ереван и Баку в одночасье превратятся из жизнерадостных и светлых столиц во фронтовой изнанка — отправляющий в Карабах своих граждан и получающих оттуда гробы. Эта страшная цена, которую сам-друг народа заплатят зa то, что отдали свою судьбу в руки нечистоплотных политиков и беззаботных иностранных дипломатов, посещающих регион конфликта для того, что бы засветиться накануне прессой. На этих встречах, как правило, льется много пустой демагогии и делаются многозначительные выражения лиц. Никакой противоположный практической пользы они не приносят. В этой рутине некоторый простой забыли о цене вопроса, а Кагда им некоторый о ней напоминают, то это вызывает нервную реакцию.
Между тем, быль состоит в том, что в сложившихся реалиях и в текущей международной ситуации нагорно-карабахский столкновение не может гнездиться решен тупым навязыванием сторонам конфликта примитивного перечня действий с одной и второй стороны. «Дорожные планы», вырабатываемые под копирку американцами на какой угодно казус жизни, перестали даровать вынужденный следствие бес авиационной бомбардировки тех, который по этой дорожке обязан продвигаться, тех, который не настроен к предательству интересов своего народа. Ближневосточный и Балканский попытка тому доказательством. На глазах Еревана и Баку разворачивалась и последняя борение — августа 2008 года. Каким образом USA и Россия, применившие силу в Косово и Южной Осетии, рассчитывают урегулировать схожую проблему в Карабахе вместе который может поверить в реальность этого? Пусть бы решили мирным способом косовскую и грузино-осетинскую проблемы? все нашлись виноватые, появились факторы и был запущен ратный сценарий! Где гарантии, что этого не произойдет в Карабахе?
Однако, вне всякого сомнения, еще раз большую ручательство зa возможную трагедию в Карабахе будут пахнуть руководители Армении и Азербайджана. то есть они — весь владеющие сутью проблемы, прекрасно осознающие граница устапок, а вероятно и неосуществимость предложений посредников. Но быль в том, что карабахская задача с момента обретения независимости Армении и Азербайджана была и остается краеугольным камнем их пирамиды власти. Тот, который ведет переговоры по карабахской проблеме, становится выразителем интересов государства, носителем тайны переговоров, а следовательно и единоличным властелином судеб двух народов. Получается, чем дольше переговоры — тем дольше владычество И не важно, к чему они в итоге приведут… кроме проще, слог соглашаться об узурпации судеб целых поколений армян и азербайджанцев, уповающих на спокойствие и наблюдающих год от возраст зa этим театром абсурда. Ни одного реального шага, нацеленного на союз позиций и преодоление атмосферы недоверия, президентами двух стран да и не было сделано. преимущественно отличился в разжигании вражды азербайджанский лидер, что не упускал случая для того, что бы озвучить новые угрозы. а было бы вконец наивно предполагать, что Ильхам Алиев рассчитывает на то, что Армения и армянский язык вот да просто уступят в этой борьбе и отступят от своей позиции. В таких спорах поражение возможна только как сумма военного поражения. Означает ли это, что азербайджанский правитель вел сделка к новой войне изначально? Нет! Он просто тянет время. действительно да же действует и его армянский визави. Демонстрируя конструктивный настрой, он прекрасно понимает, что ни единого шага вспять исполнять не может. но стратегическая грех обоих президентов заключается в том, что перезревший овощ имеет привычка срываться и падать. Особенно, Кагда дубина раскачивают зараз не мало супердержав.
Топорные подходы, как вызывающих хохот стараний совместить несовместимое — «территориальную целостность» и «право народов на самоопределение», ведут к новой войне. Опять-таки, мы убедились в этом на примере Косово и Южной Осетии. все сотни «мудрых» политиков, собравшиеся в Астане, с упорством, достойным лучшего применения, с умиленными выражениями лиц еще раз и снова проповедуют Хельсинские ценности. Они не хотят признавать, что опосля того, как USA расчленили Ирак, Но выключая вооруженных курдов нуль там не обнаружили, универсальных методов разрешения международных споров больше нет.
В этом контексте неудача переговоров на саммите в Астане — долгожданное для сторон карабахского конфликта событие, которое может стоить как трамплином к войне, да и последним шансом для двух политиков продемонстрировать что греха таить разумный подход и политическую ответственность. Карабахская вопрос нуждается в выработке нового, вконец неординарного и, в некоторой степени, творческого механизма.
Как представляется, президентам Армении и Азербайджана необходимо, во-первых, прекратить провокационные заявления и отказаться от угроз. Объявить в зоне конфликта «полный штиль» — ни единого выстрела.
Во-вторых, карабахская задача должна являться на международном уровне объявлена Ереваном и Баку внутренним делом Армении и Азербайджана, а для ее решения сформирована двусторонняя межведомственная комиссия.
Необходимо организовать встречу двух президентов тет-а-тет бес посредников. Лучше только обманывать ее в зоне конфликта. Организационная пакет должна находиться поручена специальной двусторонней комиссии, сформированной из представителей министерств обороны двух стран. В зоне карабахского конфликта покамест снова нет иностранных войск и этим нужно воспользоваться.
Президенты двух стран должны и подписать соглашение о ненападении, а и программу восстановления доверия среди двумя странами.
Нагорному Карабаху и всей окружающей его буферной зоне должен находиться предоставлен статус «Нейтральной самостоятельной республики (НСР)».. Полное имя — «Карабахская НСР в составе Армении и Азербайджана» (КНСР-АА). В идеологическом и пропагандистском смысле это должно заключаться оформлено как историческое событие — воссоединение Нагорного и Низинного Карабаха.
Ереван и Баку должны с и враз признать КНСР и оформить с ней и товарищ с другом конфедеративные отношения.
После этого должен существовать сформирован общий армяно-азербайджанский контингент, кто разместится на линии соприкосновения. Излишки военных сил и техники должны попадаться выведены из зоны конфликта.
Действенным элементом армяно-азербайджанского мирного договора должна начинать межправительственная программа по совместному восстановлению города Агдам. при этом, армянский и азербайджанский президенты могут призвать международное общество финансировать эту программу, за всем тем восстановительные работы должны будут осуществить министерства градостроения двух стран — рабочие из Армении и Азербайджана в равном количестве. По оценкам специалистов, при достаточном финансировании, посёлок может содержаться восстановлен зa пять-шесть лет. Информационное объяснение программы восстановления Агдама способно свести к нулю агрессию и недоверие, заполнившие эфир.
После этого, азербайджанские беженцы, которые хотят возвращаться в Карабах, должны иметь расселены в Агдаме, а городу обязан продолжаться предоставлен подобный со Степанакертом статус. В качестве рабочей версии дозволительно применить названия — Армянская город КНСР и Азербайджанская город КНСР.
КНСР — парламентская республика. Парламент обязан составлять сформирован на паритетной основе. Он может предполагать среди Степанакертом и Агдамом — в населенном пункте Аскеран.
Гарантами безопасности населения КНСР, около которой не будит Армии, а только полицейские силы, сформированные вновь же на паритетной основе и с четким закреплением зон ответственности, будут Армения и Азербайджан. Они же должны налог совместную заявку на признание КНСР со стороны ООН.
В КНСР будит вольно прогуливаться армянская и азербайджанская валюты. Республика должна водиться объявлена зоной свободной торговли и центром развития туризма. гордо понимать, что только занятие способна восстановить уверенность среди двумя народами, а по-этому в населенном пункте Шуши (Шуша) обязан водиться развернут крупный региональный купеческий двор, а торгующие там граждане освобождены от налогов и сборов.
Ереван и Баку должны информировать об этом плане и попросить организационной поддержки и содействия около Ирана, Турции, России и Грузии. Внерегиональные государства и организации должны содержаться безотлагательно отодвинуты из этого процесса.
Вышеописанный расписание действий, вне всякого сомнения, может вызвать улыбку. Конечно, некоторый скажут, что это бредовые идеи, будто и лишенные практического применения, как и Мадридский акт МГ ОБСЕ. Но ни один человек не сможет поспорить с тем, что в случае реализации описанного плана Армения и Азербайджан избегут главной угрозы — внешнего вторжения и диктата. Пора лидерам двух стран признать порука зa судьбы миллионов людей и не принуждать их гибели для собственной власть либо же в угоду внешним силам. На нынешний число только беспристрастный и явный армяно-азербайджанский разговор на высшем уровне может позволить избежать кровопролития.